Чем отличаются магия, колдовство, чародейство и волшебство?

В предлагаемой вашему вниманию статье будет предпринята попытка опровергнуть общераспространенное заблуждение, что все “волшебные виды занятий” - это одно и то же.
Почему принято считать, что волшебники, колдуны, и иже сними, есть одно и то же?
1. По-видимому, такое убеждение изначально сформировалось под влиянием уважаемой христианской церкви, объединяющей всех колдунов-ведунов-предсказателей в общую категорию “от Диавола”

Церковь, собственно, некогда этих самых волшебников-чародеев и истребила из нашего общества, как конкурентов в борьбе за умы. Да так основательно, что теперь никто толком не знает, что же они были такое?

2. Представители современной традиционной науки воспринимают эти категории как “вымышленные, не существующие в реальности виды деятельности”.

С одной стороны, раз нет объектов изучения, то и изучать нечего (то есть некого). С другой стороны, господствующая в науке вера в обусловленность явлений духовной жизни движением элементарных частиц (именно вера, это ведь никем еще не доказано), так вот, эта вера предписывает ученым исследовать окружающий мир с помощью исключительно имеющихся пяти органов чувств.

Все, что воспринимается интуицией, предвидением, предчувствованием, чувствами любви, красоты, опасности, ритма, гравитации, ориентации в пространстве и т. п… физики, химики, геологи, биологи и медики считают “ненаучным”, “не существующим как объект научного познания”, “тем, что может быть выражено через физиологические явления организма”. То есть резко ограничивают свои возможности восприятия мира.

Все женщины прекрасно знают, что интуиция, предчувствование и любовь - это не процессы работы органов тела, хоть и влияют на них.

Точно так же мужчины военных специальностей много раз наблюдали, что чувство опасности нередко возникает еще тогда, когда самой опасности и не видать и не слыхать. И этому чувству надо доверять, если вы хотите остаться живым. Особенно в бою.

Где же тут физиология и движение молекул?

Это не наука, а одна сплошная вера!

То есть получается, что многие явления нашего мира ученые-естественники не хотят видеть и, поэтому, разумеется, не видят.

И, под конец замечу, что весьма способствуют отрицанию всего “волшебного” людьми науки те многочисленные шарлатаны, которые дают рекламу вроде: “Потомственный колдун снимет родовое проклятия, сглаз и порчу (разумеется, это все у вас есть!) за сумасшедшие деньги. Бесплатно исправит некачественную работу других специалистов”.

3. Интересно, что не только атеистическая наука, но и религия Марксизма-Ленинизма считает, что все процессы в людском обществе вызваны исключительно экономическими предпосылками. То есть процессами в обществе. Волшебство же по своей природе, (если судить по сказкам), совершенно асоциально. Поэтому его и не существует.

Итак, в итоге мы видим, что имеются три категории лиц, считающих, что колдуны, чародеи и маги одним миром мазаны.

Почему это не так?
Вышеописанное убеждение есть всего лишь идеологическая позиция. Далеко не все люди могут с ней согласиться.

Вот, например, в любом театре костюмы колдунов и магов, волшебников и чародеев обязательно различны. Для исследователей фольклорных традиций разница между подобными сказочными персонажами не подлежит сомнению.

К тому же каждый филолог знает, что в одной и той же культуре, в одном и том же языке разные слова обязательно означают разные понятия (хотя бы по оттенкам).

Может эти слова, и в самом деле, обозначают одно и то же, но пришли из разных языков?

Попробуем поискать ответ в самых надежных первоисточниках, какие только имеются в нашем распоряжении, то есть в сказках народов Европы.

Анализ фольклора
При первом же беглом взгляде можно легко заметить, что все волшебно-чародейские персонажи очень сильно различаются по роду занятий, и по своим внешним своим атрибутам:

Где живут (в избе, в высокой башне, в лесу).

Варят ли зелья, или читают заклинания, пользуются волшебными посохами кольцами, или сотворяют пассы голыми руками.

Как одеваются (в мантии, в лохмотья или так как все люди).

Бывают исключительно мужчинами, или только женщинами, или же и теми и другими;

Есть ли у мужчин (или вовсе не обязательна) борода, сильны ли они физически, или только духовно.

Обязательно ли красивы женщины этих профессий (или, наоборот, уродливы), и т. д…

Можно легко заметить, что колдунам всегда приписывают строго определенный комплекс атрибутов, ведьмам - другой, волшебникам - третий, … И эти комплексы никогда не меняют своих хозяев.

Например маги не варят зелья, чародеи не лечат, ведьмы не читают магические свитки и не пользуются заколдованными мантиями или посохами, колдуны не бывают добрыми и не живут в белых высоких башнях, а волшебники не делают себя красивее, и т. д…

Причем самое интересное, что характеристики этих персонажей почти не зависят от нации, которая сочиняла про них сказки. Они как бы общие для всей Европейской культуры.

Обращает на себя внимание, что названия этих сказочных персонажей есть в каждом языке, и везде они разные. Только слово “маг” во всех языках звучит одинаково. Видимо, оно пришло в Европу из другой культуры. Наиболее вероятно - из персидской, поскольку в середине I тысячелетия до н. э. в эту страну пришло кочевое племя с называвшееся “Маг” или “Магуш”. Мужчины племени занимались чем-то оккультным, и утверждали, что являются избранными Богом жрецами для других народов (как кочевники Левиты у землепашцев Евреев). Постепенно они таковыми у Персов и стали.

Характеристики волшебных персонажей
Ниже, при более подробном рассмотрении мы ограничимся только русскими и английскими названиями оккультных профессий (русские термины одновременно являются и общеславянскими).

И сделаем так потому, что восточнославянская и английская мифология в этой сфере необычайно развиты. То есть фольклор восточных славян и английского народа, возможно, сохранил наиболее полное описание этих видов деятельности.

Колдун(Conjure)

Это человек, который колдует. Слово “колдовать” родственно слову “колтун” - тугой скрученный пучок (травы, волос, гривы). То есть колдун что-то скручивает, вертит, соединяет или возможно варит, мешая ложкой по кругу. В народном представлении колдуны всегда живут в домах увешанных травами и кореньями. Или путешествуют в поисках компонентов для зелий.

Главным рабочим инструментом колдуна является булькающий котел с очередным варевом. В конце концов, оное надо обязательно выпить (очень редко надлежит его втирать в кожу или капать в глаза). Это народное представление очень устойчиво, и переходит из сказки в сказку, как у русских, так и у англичан.

Кто же имеет потребность часто что-то варить из трав? В первую очередь - лекари, несколько реже - шаманы, пользующие всякие галлюциногены и тому подобные вещества для контактов с потусторонним миром. Вполне возможно, что, из-за большого сходства занятий, в древности шаманы и лекари были одними и теми же лицами.

Из этого следует, что интерес колдуна к потустороннему миру весьма своеобразен. Он не лезет в туманные тонкие материи, или в чью-нибудь судьбу, а хочет знать, чего надобно смешать, чтобы выпить и усилить себя самого в каком-либо аспекте. То есть задачи колдуна прикладные, а желания вполне осязаемы. Лечение всяких недугов, приворотные и отворотные зелья, порча на обидчиков, и т. п…

Для успешного овладения подобным искусством необходимы следующие черты характера: большая наблюдательность, внимание к мелочам и побочным эффектам, умение тщательно диагностировать пациента, чтобы выявить эффект лекарства и умение находить скрытые связи вещей (веществ).

Если предположить, что человеческие взаимоотношения представляют из себя также некую разновидность энергии или материи (торсионные поля в физической теории вакуума), то можно расширить определение “колдуна” и на взаимоотношения с людьми. (Conjure - (лат.) “con” - с, вместе, “juro” - клясться, призывать).

Я имею в виду, что если человек может подобрать пропорцию, в которой следует смешать обычные вещества, то то же самое он вполне может сделать и с тонкой материей (если разумеется убежден в ее существовании).

Хорошим примером такого смешивания являются парные народные и бальные танцы (не спортивные). Казалось бы и движений в них не так уж много. Топы, хлопы, повороты. Это вам не стометровку пробежать, и не на корте часок-другой прыгать. Однако заряд бодрости после танцев огромен.

Все же допустим, что тонких материй не существует, и вернемся к лекарствам и приворотным зельям.

Обращает на себя внимание тот факт, что колдовством любого рода, согласно сказкам, гораздо лучше владеют женщины. У них это, что называется, в крови.

Да и согласно логически выведенным чертам характера именно их природные склонности дают возможность находить скрытые связи вещей (и людей), что-то объединять, закручивать и смешивать.

Женское колдовство в сказках считается более тонким и всеобъемлющим, чем мужское, однако много раз упоминается, что оно и значительно слабее. Мужчина колдун, как правило, может сотворить всего 3-4 чуда, но очень сильных.

И в итоге мы приходим к следующему выводу. Колдун (Conjure) - это, вероятно, лекарь древнего мира, алхимик, исследователь связей между веществами, (возможно, и организатор ритуальных действ).

Волшебник (Sorcerer).

Resource - (англ.) ресурс, средство, возможность, отдых, развлечение, находчивость, изобретательность.

Происхождение русского слова неясно. Возможно от слова “Волхв”.

В народном фольклоре образ волшебника ассоциируется со всякими превращениями, чтением заклинаний и разнообразными иллюзиями типа исчезновения, невидимости.

В английском языке аналогичное “волшебнику” слово звучит как “sorcerer”, и по смыслу родственно слову “ресурс”. В устной сказочной традиции англичан “sorcerer” - это человек, который черпает силу в потустороннем мире, накапливает ее, и пользуется по своему усмотрению. Он ни с кем и ни о чем не договаривается, ничего у потусторонних духов не просит, все делает сам. Потому, что “силушка есть, остального не надо”.

Можно сказать, что волшебник - это специалист по изучению вибраций тонких материй. Накопить энергию-силу можно только тогда, когда умеешь на ее вибрации хорошо настраиваться. Так сказать, попадать в резонанс. Хорошая настройка и “набор силы” - понятия синонимы, как на языке эзотериков, так и на языке физики (в теории физического вакуума).

Итак, волшебник может усилить (приглушить) нужную вибрацию в себе, или каком-либо предмете. Затем “бамсь” и окружающие видят чудо. Крикнул, например, он звук определенной частоты и развалил огромный камень на части.

Тут уместно будет вспомнить индийских йогов, утверждающих, что эффект невидимости достигается полным прекращением в мозгу мыслительных процессов. Правда йоги толком не объясняют, почему и как именно это происходит. Наверное, сами не знают.

Итак, волшебник в народном представлении обязательно связывается с какими-то фокусами, иллюзиями, невидимой силой. Другие эзотерические специальности - маги, колдуны и чародеи подобных чудес не делают. У них все либо абсолютно не материально, либо, наоборот, очень даже материально.

Основное сказочное занятие для волшебников - это постоянное выяснение кто из них лучший. Этакие волшемпийские игры. Выигравшие обыкновенно ходят до конца сказки, надувшись от гордости, а проигравшие либо отыгрываются, либо мстят за поражение.

И мужчины, и женщины в равной степени наделены способностью к ощущению вибраций. Первые более во внешнем мире, вторые - во внутреннем. И в народном фольклоре одинаково часто встречаются и волшебники и волшебницы.

Суммируя все вышесказанное, можно прийти к выводу, что волшебник (sorcerer) - это некая разновидность спортсмена тонких материй. Он хочет накопить силу и быть в чем-то лучше всех.

Чародей (Witch)

Происхождение английского слова непонятно.

Чародей - человек, который может накладывать чары, обвораживать, изменять представление людей о себе, таким образом, незаметно превращая других людей в своих союзников. Это мастер внешних иллюзий, добивающийся своего на вполне физическом плане. Как правило, с помощью выдавания воображаемого за действительное. Чародей создает нужную атмосферу общения, ориентирует настроение или эмоциональные состояния своего собеседника.

Почти все женщины это умеют делать, причем многие какими-то аспектами владеют в совершенстве. Женщины без очарования - большая редкость, равно как и мужчины, блестяще владеющие этим искусством.

То есть правильнее было бы говорить “чародейка”, а не “чародей”. Кстати, в английском языке вовсе нет мужского рода для слова “Witch”, То есть теоретически есть, но Witch-мужчины как персонажи в сказках никогда не встречаются (Witch-man и Witch-wife есть у шотландцев).

Для чародеев очень характерно использование всяких зачарованных предметов. В подавляющем большинстве это одежда, обувь, плащи, шляпы, кольца, амулеты или браслеты, и даже варежки (рукавицы). То есть все то, что может быть названо общими словами “украшения и одежда”.

Магическими посохами, заколдованными мечами, латами, щитами или дубинами чародеи не пользуются никогда. Это атрибуты волшебников. Да и не любят почему-то чародеи выходить на поле боя.

Суммируя все вышесказанное можно с уверенностью заключить, что Witch или Чародейка - это светская леди древности, в совершенстве владеющая богатым арсеналом разных средств для привлечения мужчин.

Ведун (Wizard).

Vis - (лат.) мощь, сила физическая или нравственная, духовная,

Аrdeo - гореть, пылать, блистать, сверкать.

Ведун - это человек, который что-то ведает, знает. Знает обязательно нечто-то потустороннее и таинственное. Причем, не просто знает, но еще и может рассказать о своем предмете. Это могут быть знания об устройстве мира, о каком-то значимом событии в жизни, о прошлом и грядущем, и так далее…

Английское (не латинское) понятие “Wizard” несет в себе такой же оттенок. В английской устной традиции Wizard обязательно что-то хорошо знает и может чудесным, быстрым образом вас этому научить. Вспомните, что, например, делают во многих компьютерных программах кнопочки с надписью “wizard”.

“Ведун” очень близок к понятию “учитель”, однако, в отличие от последнего, он накапливает знания и хранит их в неприкосновенности, а не живет тем, что постоянно чему-то учит за плату.

“Wizard” - это преимущественно мужская форма деятельности. Женского рода у слова “Wizard” нет, а русское “Ведунья” употребляется крайне редко, смешиваясь с ведьмой-колдуньей. Ведьмы в сказках, кстати, никогда ничему не учат, преимущественно делают своими травками да зельями, разные пакости. Альтруизм и стремление к абстрактным истинам ведьмам совершенно не свойственны. Это прерогатива ведунов.

Последние, кстати, чуть ли не единственные представители волшебных видов деятельности, которые способны предсказывать будущее или же видеть внутренним взором события прошлого происшедшие далеко отсюда.

Между прочим, существование этой способности не вымысел, а научно доказанный факт. Вот пара примеров позаимствованных мною с сайта www.numen.ru:

“Классический пример сотворения событий - рассказ Эдгара По “Повесть о приключениях Артура Гордона Пима”. В нем описаны злоключения четверых спасшихся от кораблекрушения. После многих дней безнадежных скитаний по открытому морю, обезумев от голода и жажды, трое из них убивают и съедают четвертого. Писателю было угодно дать убитому имя Ричард Паркер. Рассказ был опубликован в 1838 году. А в 1884 году после кошмарного кораблекрушения затонул корабль “Магнонетт”. Спаслись только четверо. Как герои рассказа Эдгара По, много дней они скитались в шлюпке по пустынному морю. Доведенные до отчаяния жаждой и голодом, трое убивают и съедают четвертого. Имя четвертого оказалось Ричард Паркер.

Вот еще один яркий пример подобного писательского “творения мира”: в 1898 году в США вышел роман М. Робертсона “Гибель Титана”. В нем весьма подробно описывалось крушение и гибель пассажирского лайнера “Титан”. В то время роман не привлек внимания современников. Интерес к нему пробудился только в 1912 году, после кораблекрушения суперлайнера “Титаник”. Совпадения придуманных Робертсоном и реальных событий не ограничивались одним названием корабля, столкнувшегося с айсбергом. Совпали тоннаж, длина корабля, число винтов, скорость в момент столкновения, число пассажиров, число шлюпок на борту, месяц трагического происшествия и многие другие, более мелкие детали вплоть до выкриков слов проклятий тонущими людьми” (конец цитаты).

Спросите любого математика, и он вам скажет, что вероятность совпадения такого числа фактов составляет один шанс на миллиард, если не меньше. Говоря образно, это такой же шанс, как и попасть из винтовки в летящего комара на расстоянии километра. С первого раза.

Возвращаясь к рассмотрению ведунов получим, что, вероятнее всего, ведун (wizard) - это древний книгочей, учитель, и предсказатель грядущего. Кстати в современном мире высокообразованные ученые тоже часто верно предсказывают будущее (хотя и вовсе не эзотерическим способом).

Для людей ненаучных специальностей их предсказания - сущие чудеса, как и в древности. Пришел физик на завод, посмотрел на агрегат и заявил: “проработает год и сломается”. Так и вышло. Ну не чудо ли? Или прочитал историк те же газеты, что и мы читаем, и вынес вердикт: “это правительство лет через пять вконец угробит страну”. Так и вышло. Опять чудо (лучше б его не было)!

Маг (Mag).

Возможно, что это слово происходит от корня “мочь”.

И тогда “маг” - это человек, который что-то может. Например, может то, чего не могут другие, что в древнем мире означало общение с сущностями тонкого плана, с духами умерших, богами, хозяевами полей, лесов, речек, и т. д…

А может, как уже было сказано выше, оно произошло и от названия кочевого народа.

В любом случае нельзя сказать, что понятие “маг” для европейской культуры было целиком заимствованным. То есть пришло вместе со сказаниями иных народов и не имело реальных лиц-носителей.

Скорее всего, это слово вытеснило свои боле древние аналоги.

Такое утверждение можно подтвердить следующими соображениями:

1. В сказках народов Европы маги имеют совершенно особые атрибуты, четко обозначенные, ни на какой другой род занятий не похожие возможности.

2. Если Маги действительно существовали, и некогда пришли в Европу, то по примеру Левитов они вполне могли уничтожить конкурентов физически. Вспомните библейские: “ворожеи не оставляй в живых”, “да истребятся среди вас колдуны и вызыватели духов” и т. п… Кстати, в Персии было то же самое.

В фольклоре маги обязательно общаются с потусторонними сущностями, вызывают души умерших, беседуют с богами. Маги и только маги способны влиять на судьбу человека незаметно. Колдуны или ведьмы также могут воздействовать на будущее человека, однако, только с помощью проклятий, порч или заклятий.

Маги и только маги обитают в высоких башнях (стоящих иногда в центре города, иногда в пустыне или в горах, но никогда - в лесу). Башни их бывают либо ярко белого, либо черного-пречерного цвета, но не разноцветными. В золотых или серебряных башнях изредка обитают волшебники (но никогда не в белых или черных).

По своим сказочным умениям маги в точности совпадают с понятием “шаманы” и довольно хорошо с понятием “друиды”. Все представители этих трех родов занятий отличались (-ются) от окружающих в первую очередь тем, что могли (могут) общаться с потусторонним миром , в то время, как все остальные люди их племен не могли (или не могут).

Маги - единственные персонажи, у которых в сказках обязательно существует некая иерархия, разделяющая их на уровни умений. Они непременно имеют ранг до которого дослуживаются длительными тренировками (кстати, в точности как и шаманы). Ранг мага тесно связан с тем, сколь могучих духов он способен вызывать (хотя трудно утверждать, что именно этим он и определяется). Волшебники, колдуны и чародеи очень редко имеют подобное разделение на ступени. В текстах просто сообщается, что такая-то ведьма в таких-то и таких-то вопросах сильнее, или что этот волшебник знает нужные заклинания, а тот другой - не знает, зато владеет какими-то иными.

Маги, в отличие от других волшебных специальностей, довольно редко живут сами по себе. У них всегда есть “Гильдия магов”, т. е. некое постоянно функционирующее сообщество.

Давайте порассуждаем, какова же может быть суть занятий человека, главной характеристикой которого является умение общаться с теми, с кем иные люди контактировать не могут?

В нашем современном обществе такие люди водятся в изобилии. Одни из них называются переводчиками, другие - дипломатами.

В обоих случаях эти люди сами ничего и никогда не производят, а выполняют своеобразную “транспортную” функцию. В случае, если дипломату что-либо надо, он идет и договаривается с нужными людьми. Переводчики часто поступают точно также. Зачем вступать в драку, если можно договориться с военными, которые все сделают гораздо лучше вас? Зачем стоять очереди в ОВИР’ах, если быстрее обратиться в специализированную фирму и сэкономить время?

Это, конечно, только мои домыслы, но почему бы не предположить, что маги - это такие же переводчики или дипломаты, общающиеся с сущностями потустороннего мира, иных измерений, да в принципе все равно где обитающими, главное не здесь, не на физическом плане.

Развивая эту сумасшедшую мысль, стоит, наверное, подумать и о том, какие услуги могут предложить эти самые гипотетические астральные сущности? Что такого нужного и полезного может маг от них получить?

Предметы двигать, вызывать землетрясение или дождь привидения вряд ли могут, равно, как и свинец в золото превращать. На это грубой физической энергии многовато надо. А это значит, что в делах грубой материи сущности или духи умерших совершенно бесполезны.

Вот если еще разочек предположить, что общение между людьми базируется на некоей разновидности “тонкой материи” (торсионных полях), то можно сразу заметить, что ведь именно из этой тонкой материи эти незримые сущности и состоят. Следовательно, имеют много возможностей влиять на поведение людей. Внушить нужному человеку какую-то мысль, желание, или сориентировать нужным образом его внимание.

То есть тонкие сущности вполне способны влиять на ход судьбы человека, подталкивая его поступки в определенном направлении.

В итоге этой длинной серии гипотез мы получаем, что маги - это такие личности, главный интерес которых состоит в коррекции собственной судьбы (или чьей-то).

Выше было упомянуто, что маги в сказках всегда объединяются в гильдии? Не по той же причине, это происходит, что и у дипломатов?

У последних за ошибки принято сурово наказывать, и первый же крупный “ляп” нередко становится и последним.

Например, скинул однажды японский посол в Букингемском дворце кошку со своего кресла, и конец его дипломатической деятельности настал на следующий же день. По меркам “тонких сущностей” - т. е. англичан, сие деяние было несовместимо с высоким званием посла. А он, бедняга и не подозревал, что надо было вежливо извиниться перед кошкой и галантно попросить ее уступить место, аккуратно тому поспособствовав. И никак иначе!

В среде переводчиков, как и у дипломатов, точно так же очень тяжело сохранить репутацию, а потерять ее - легко. Достаточно всего один раз сотворить нечто подобное русскому переводу книги “Гарри Поттер и философский камень”.

В обоих этих случаях если “свои” не прикроют, то все, конец карьере. За этим-то “свои”, т. е. “гильдия таких-то и сяких-то” собственно говоря, и нужна.

Попутно отметим, что и дипломатам и переводчикам необычайно важно знать искусство выполнения ритуалов, принятых в той среде, в которой они вращаются.

Аналогично и маги в фольклоре творят длинные, сложные и нередко весьма опасные ритуалы. Тщательно перечисляют в обращениях к сущностям их титулы, определенным образом рисуют пентаграммы, говорят строго определенные слова.

В сказках часто из-за мелкой ошибки в пентаграмме или из-за того, что мага прервали посередине ритуала, на волю вырывается злой дух, убивающий вызвавшего его человека.

Наверное, поэтому искусством магии в сказках всегда занимаются исключительно мужчины. Ответственность ведь больше свойственна именно им.

Женщина маг в белой башне - это нонсенс.

Кстати, что это за башни? Откуда они взялись?

Увы, прямого ответа сказки не дают. Можно лишь попробовать найти родственные понятия в описаниях чукотских шаманов или ирландских друидов.

Шаманы утверждают (заметьте, не я утверждаю, шаманы), что каждый из них общается с потусторонним миром через особую “астральную трубу” выходящую из его лба или макушки и идущую вертикально вверх в небеса. Качество этой трубы определяется ее высотой и шириной. Чем она выше и шире, тем лучше. Самое интересное, что “астральная труба” бывает у шаманов двух видов: белая - позволяющая контактировать с обитателями “верхнего мира”, и черная - обеспечивающая контакт с подземным “нижним миром”. Черная труба почему-то, как и белая все равно идет от головы вверх, а не вниз.

В понятиях “астральная труба” и “башня мага”, таким образом, нащупывается нечто общее. Хотя необходимо признать, что это общее лежит целиком в области эзотерики, то есть требует признания существования тонкого мира, незримых сущностей и тому подобных объектов.

Вероятно, наши далекие предки находились именно в такой системе взглядов на мир и веровали во все такие эзотерические вещи. Современная наука их категорически не признает, однако, вместе с тем, и не может ответить на вопрос, куда деваются из тела человека в момент его смерти 20 граммов веса?

Под конец заметим, что, в старину наверняка многие маги были одновременно и ведунами, волшебники - чародеями, а чародейки - колдуньями. Для простых людей, они были чем-то загадочно непонятным. Да и какой из современных “простых людей” сможет указать на разницу между, скажем, гидробиологом и биогидрологом?

Видимо, это - есть еще одна причина, почему все волшебные специальности к сегодняшнему дню слились в представлении людей воедино.

Каменев Д.А.

оцени ерундапонравилось
Загрузка ... Загрузка ...

Подписаться, не комментируя



22.12.08 : ∞ 13,869 : : МАГИЯ :
Комментировать:

РУБРИКИ:

православные знакомства Светелка


НАЙТИ: