Каббалисты о каббале. Высказывания великих людей о каббале.

Каббалисты о каббале
Если мы обратим внимание лишь на один всем известный вопрос, — уверен я, что все сомнения о необходимости изучения науки каббала исчезнут из поля зрения. Речь идет о горьком, вопиющем своей справедливостью вопросе, задаваемом каждым, родившимся на земле: «В чем смысл нашей жизни?»

Рав Й. Ашлаг [1] «Предисловие к Учению Десяти Сфирот»

Абсолютная обязанность возложена на каждого — заниматься каббалой, без которой человек не достигнет цели своего творения. Поэтому мы постоянно вращаемся в кругооборотах жизни и смерти, поколение уходит и поколение приходит — и так до нашего поколения, которое представляет собой остатки душ, еще не достигших цели, ради которой созданы, потому что не удостоились постичь тайн мироздания в прошлых поколениях, в которых уже находились здесь.

Рав Й. Ашлаг «Предисловие к книге Уста Мудрого»

Как во всем мироздании, так и в Торе есть внутренняя часть и внешняя. Занимающиеся внутренней частью Торы, ее тайнами, вызывают этим возвышение внутренней части мира, Израиля, над внешней частью мира — народами мира.

Рав Й. Ашлаг «Предисловие к Книге Зоар»

Во время изучения каббалы, когда изучающий произносит имена светов и сосудов, сразу же Высший свет начинает светить ему. И хотя он светит ему издали, снаружи, не наполняя душу, потому что она еще не исправилась для получения этого света внутрь, но это свечение постепенно, по мере изучения каббалы, создает в человеке желание к духовному, высшему существованию и влечет к совершенству и раскрытию Высшего мира.

Рав Й. Ашлаг «Предисловие к Учению Десяти Сфирот»

Сами слова при чтении Каббалы исправляют человека, подобно больному, принимающему лекарство, который излечивается, хотя и не владеет наукой врачевания.

РАМАЗ [2]

Нет сомнения, что самое важное в мире — это изучение каббалы, потому что она относится к Творцу, давшему ее для обучения духовной работе. Работа человека делится на три части: 1) просто исполняющий, не уделяющий внимания познанию Творца; 2) философы, исследующие Творца, стремятся к истине, их деяния желательны, но намерения — нет; 3) изучающие Каббалу в намерении оправдать деяния Творца.

РАМАК [3] «Да эт Элоки Авиха»

Узнать управление и замысел Высшего Желания, зачем создал все эти создания, — является предметом науки каббала. Что Творец желает от своих созданий, каков будет конец кругооборотов мира, их тайны — все это мы изучаем как физику высших сфирот.

РАМХАЛЬ [4] «Даат Твунот»

Постановление свыше о запрете открытого изучения Каббалы действительно только в определенный период времени – до конца 5250 г. [1490 г. н. э.], с этого времени и далее отменяется это постановление и разрешается открыто заниматься изучением «Книги Зоар». А с 5300 г. [1540 г. н. э.] занятия этой мудростью считаются самым высшим предназначением и должны все, как взрослые, так и дети, заниматься ею, как сказано в «Рейя Меемна».

Рав А. Азулай [5] «Предисловие к книге Ор а-Хама»

Есть тьма, застилающая глаза человечеству, опускающая людей в изучение природы, отчего они уже не ощущают Творца как Высшего управляющего всем, а считают все зависящим от природы, удачи и случая. Также и наука помогает им в этом. И потому люди совершенно не ощущают внутреннее управление мирозданием. И этим опустились до наинизшего уровня настолько, что забылась каббала, и не понимают истинного управления, а идут за природой, и глаза их не видят Высшего управления.

РАМХАЛЬ «Адир ба Маром»

Приближается время освобождения мира, зависимое только от Высшего света, от раскрытия каббалы ясным языком, чтобы проявилась вся скрытая мудрость.

Рав А. Кук [6] «Игрот»

Кому неизвестна мудрость каббалы, тот может постичь только внешнее, видимое, материальное. Но главное — это внутреннее, постигаемое путями внутреннего управления.

Рамхаль «Адир бэ Маром»

До тех пор, пока ортодоксальный иудаизм настойчиво отвергает изучение каббалы, а держится только за Вавилонский Талмуд и защищает свое традиционное воспитание, не раскрывается истинный смысл жизни, что не способствует достижению цели во всех поколениях и особенно в нашем.

Рав А. Кук «Игрот»

Горе тем, кто является причиной того, что дух Машиаха исчезнет и, может быть, никогда не сможет вернуться в мир, потому что они делают Тору сухой, без какой-либо примеси ума и знания, потому как ограничиваются только исполнительной частью Торы и не желают постараться понять науку Каббала, познать и изучить тайны Торы и смысл заповедей. Горе им, вызывающим своими поступками голод, бедность, жестокость, унижение, убийства и грабеж в мире.

Рав Й. Ашлаг «Предисловие к Книге Зоар»

Если встретит человек больших и уважаемых знатоков Торы, но которые не занимаются тайнами Торы, да не упадет ввиду их сердце человека.

Рав А. Кук «Орот Тора»

Если бы духовные предводители нашего поколения указали своим ученикам изучать Каббалу, то не стремились бы те к иным премудростям. Но что поделаешь, если предводители поколения закрыли двери перед мудростью Творца, утверждая, что только достигшие святого духа могут заниматься Каббалой, а потому все поколение в потемках. Говорит Творец: «Будет свет», – но нет света!

«Мааян Ганим» [7]

Не услышан голос истинных пророков, голос мудрецов поколений, голос хасидов и праведников, знатоков глубокого изучения и тайн, которые взывали и объявляли во весь голос, что придет конец реке Вавилонского Талмуда, обучающего только действиям, она высохнет и сокрушится, если только не войдет в нее оживляющая вода из океана мудрости каббалы, воды знания Творца, очищающие, исходящие из Источника Жизни.

Рав А. Кук «Орот»

Да не скажет непонимающий: «Как я могу приблизиться к святому в книгах Каббалы?» Потому что согласились все праведники, что это советы нечистых и лживых сил в наши дни. И хотя он не понимает этого, но язык «Книги Зоар» исправляет душу и доступен всем, как малым, так и большим, каждому в соответствии с его разумением и душой.

Рав Цви Гирш, [8] «Анагот Яширот»

Нельзя ограничить занятия Торой изучением только механических законов. Ее духовная часть во всей широте и объеме, глубине и охвате, также обязана найти место среди нас. Это необходимо в наши дни как духовное наше излечение. Этими путями шли наши праотцы, и мы тогда сможем быть уверены в своем пути.

Рав А. Кук «Игрот»

Без знания Каббалы человек подобен животному, ведь выполняет заповеди без вкуса, как обученный этому простолюдин (мицвот анашим мелумадам), и подобен животному, поедающему сено, в котором нет вкуса пищи человека. И даже если он очень занят повседневными проблемами, обязан заниматься этим учением.

Ребе из Зидищева [9] «Сур Ми Ра вэ Асэ Тов»

Повернуть сердца и занять разум мыслями мира Ацилут, корни которого это тайны Торы, становится в нашем поколении абсолютно обязательным для существования иудаизма.

Рав А. Кук «Арпилей Тоар»

Все великие каббалисты кричат в один голос о том, что, не занимаясь каббалой, мы этим разрушаем мир.

Рав А. Кук «Игрот»

Изучение «Книги Зоар» в наше время настоятельно необходимо для защиты от зла, потому что раскрытие мудрости именно в столь плохом поколении необходимо, чтобы был у нас щит удержаться за Высшую силу. Прежние поколения были ближе к Творцу, но в нашем, далеком от Творца поколении, только каббала может защитить нас.

Рав Я. Цемах [10] «Предисловие к Древу Жизни»

Именно это поколение, столь пустое и отвергающее все, оно и достойно больше других Высшего света.

Рав А. Кук «Игрот»

Ответ всем умникам, возражающим против изучения каббалы, что слышат, но не видят…, идущий пусть ошибается, но, обнаруживая это, просит верного пути, тогда его усилия засчитываются ему, и он вознаграждается Творцом. А унижающие изучающих каббалу в будущем предстанут перед судом Творца, ведь идут только в открытой части, ослепляющей человека, и не видят деяний Творца, примитивность их понятий и мышлений – уже наказание им.

Рав Шимон Лави [11] «Кетэм Паз»

Лекарство от всех бед, оставляя которое вызываем свое же падение, — это занятия внутренней частью Торы.

Рав А. Кук «Игрот»

Если бы начинали изучать «Книгу Зоар» с девятилетними, приблизили бы освобождение.

«Кеилот Яаков» [12]

Только каббалой освободится Израиль, потому что только это знание Творца, переданное мудрецам Израиля с древних дней, только с его помощью раскроется Творец.

Бааль Шем Тов [13] «Сэфер Эмунот»

В настоящее время настоятельно необходимо овладевать каббалой. «Книга Зоар» обязана проложить путь к воротам освобождения.

Рав А. Кук «Игрот»

И отсюда пойми сказанное в «Зоар»: «Благодаря этой книге выйдут сыны Израиля из изгнания». Это встречается также еще во многих источниках, в которых говорится, что только распространением науки каббала в массах, удостоимся мы полного освобождения. И сказано мудрецами: «Свет ее возвращает к источнику».

Коль скоро это так, обязаны мы открывать школы и писать книги, чтобы ускорить распространение науки каббала среди народа.

Рав Й. Ашлаг «Предисловие к книге Древо Жизни»

Философы о каббале
«Мой учитель Пифагор, отец философии, все-таки перенял свое учение не от греков, а скорее от иудеев. Поэтому он должен быть назван каббалистом… И он был первым, кто перевел слово «каббала», неизвестное его современникам, на греческий язык словом «философия».

И. Рейхлин [14] «Искусство каббалы»

«Та самая, настоящая трактовка Закона (vera illius legis interpretatio), которая была раскрыта Моисею в Божественном откровении, называется «каббала» (dicta est Cabala), что у иудеев означает «получение» (receptio)».

Дж. Пико делла Мирандола [15] «Речь о достоинстве человека»

«Каббалой называется способность выведения всех Божественных и человеческих тайн из Закона Моисея в аллегорическом смысле».

П. Риций [16] «Введение в основы каббалы»

«Дословный смысл (Писания) подчиняется условиям времени и пространства. Аллегорический и каббалистический — остается на века, без временных и пространственных ограничений».

П. Риций

«Каббала не оставляет нас проводить нашу жизнь в прахе, но поднимает наш разум к вершине познания».

И. Рейхлин «Искусство каббалы»

«Изучай Каббалу (artem cabbalisticam), она объяснит тебе все!»

Т. Парацельс [17] «Парагранум»

«Адам — первый человек хорошо знал каббалу. Он знал все обозначения вещей и поэтому дал животным подходящие имена, которые сами по себе показывали их природу».

К. Шпренгель [18] «Набросок прагматической истории врачевания»

«В общем существует две науки:… одна из них называется комбинаторика (ars combinandi), и она является мерой прогресса в науках… Другая говорит о силах Высших Вещей, которые выше Луны и которые являются частью природной магии (magia naturalis). Обе они вместе называются у иудеев «каббалой».

Дж. Пико делла Мирандола «Сочинения»

«Бытие, или язык — это адекватный субъект науки каббала… Поэтому становится ясно, что ее мудрость в особенной мере управляет всеми остальными науками».

Р. Луллий [19] «Сочинения Раймунда Луллия»

«Науки, такие как теология, философия и математика берут свои принципы и корни из нее [=каббалы]. Поэтому все эти науки (scientiae) подчинены этой мудрости (sapientia); и их принципы и правила подчинены ее принципам и правилам; и поэтому их аргументация недостаточна без нее».

Р. Луллий «Сочинения Раймунда Луллия»

«Каббала дает высшему принципу непроизносимое имя; из него она выводит в форме эманации второй ступени четыре принципа, из которых каждый вновь разветвляется на двенадцать, а они, в свою очередь, — на 72 и т.д… до бесконечных дальнейших разветвлений, как существует бесконечное количество видов и подвидов… И, в конечном итоге, получается, что все Божественное можно привести к одному Первоисточнику, так же, как и весь свет, который светит исконно и сам по себе, и изображения, которые преломляются во множестве зеркал и в стольких же отдельных предметах, можно привести к одному формальному идеальному принципу — Источнику всех этих изображений».

Дж. Бруно [20] «Итальянские сочинения»

«Поскольку у людей не было правильного ключа к Тайне, то страсть к знанию была, в конечном итоге, сведена к различного рода пустякам и поверьям, из чего возникла своего рода «вульгарная каббала», которая далека от истинной каббалы, а также различные фантазии под ложным названием магии, и этим полнятся книги».

Г. В. Лейбниц [21] «Философские труды»

«Настоящая эстетика — это каббала».

Ф. Шлегель [22] «Издание критики Ф. Шлегеля»

«Каббалистический подход к Библии — это герменевтика, которая отвечает в убедительной форме самостоятельности, чудесной оригинальности, многогранности, всеобъятности, неизмеримости ее содержания.

И. В. Гете [23] «Материалы к истории учения о цветах»

«Каббала не есть продукт ни Средневековья, ни александрийского мышления. Неизгладимую печать ее древнееврейского происхождения и существенное ее отличие от неоплатонического учения мы видим в особом первобытном реализме и цельном монизме этого своеобразного миросозерцания. Характерное для всей греческой философии и вполне сохранившееся в неоплатонизме противоположение между миром умопостигаемых сущностей, областью истинного, подлинного бытия, и миром материальных явлений — это дуалистическое противоположение совершенно отсутствует в каббале (для нее материальный мир есть только последняя крайняя степень реализации и воплощения истинносущего)».

В. С. Соловьев [24] Собрание сочинений

«Идея о человеке как микрокосме, столь многократно высказывавшаяся в философской и мистической литературе старого и нового времени, нигде не получает столь углубленного истолкования как в каббале».

С. Н. Булгаков [25] «Свет Невечерний»

«В каббале самосознание человека достигает вершины».

Н. А. Бердяев [26] «Философия свободы. Смысл творчества»

[1]Рав Йегуда Ашлаг(Бааль Сулам) (1884—1954) — величайший каббалист XX века. Имя «Бааль Сулам» было присвоено ему знатоками Торы после написания им комментария «Сулам» [ Perush Ha-Sulam] (иврит — букв. Лестница [в духовный мир]) на книгу «Зоар». Считается основоположником современной науки каббала, так как является создателем нового подхода к трудам АРИ.

[2]Рамаз – рав Моше Закута (1625-1698), европейский каббалист, родился в Амстердаме, жил в Венеции, Мантуе (Италия). Автор стихотворных произведений, в том числе «Йесод олам».

[3]Рамак — рабби Моше Кордоверо (1522—1570), каббалист Цфата.

[4]Рамхаль — рабби Моше Хаим Луцатто (1707—1746) — величайший каббалист Италии. Впоследствии переехал в Амстердам, а затем в Акко (Израиль), где провел последние годы жизни.

[5]Рав Авраам бен Мордехай Азулай (1570-1644) – каббалист из Марокко. Переехал в Эрец Исраэль в 1615 году и умер в Хевроне.

[6]Рав Авраам Ицхак Кук (1865—1935) — крупнейший раввин и общественный деятель начала XX века. Создатель философской концепции религиозного сионизма. Занимал должности раввина Яффы (1904—1914), раввина Иерусалима (1920—1921) и первого главного ашкеназского раввина подмандатной Палестины (1921—1935).

[7]Мааян ганим – книга, написанная рабби Цви Элимелехом Шапиро из Динова (1783-1841). Название буквально означает «источник садов» и является цитатой из Песни песней (4:15): «Источник садов, колодезь вод живых, текущих с Леванона».

[8]Рабби Цви Гирш бен Яаков Горовиц (… - 1873) – каббалист, живший в Польше.

[9]Рабби Цви Гирш Эйхенштейн из Зидищева (… - 1831) – ученик рабби Яакова Ицхака Горовица, Провидца из Люблина.

[10]Рабби Яаков Цемах (16 век) – каббалист, ученик сына Хаима Виталя. Родился в Лиссабоне, впоследствии переехал в Иерусалим.

[11]Рабби Шимон бен Лави (1488-1588) – каббалист, родился в Испании и был изгнан оттуда с семьей в 1492 году. Переехал в Португалию, оттуда – в Марокко, а затем – в Триполи (Ливия).

[12]«Кеилот Яаков» – толкование на Талмуд. Автор: рабби Исраэль-Яаков Каневский (1899-1985), родился на Украине, в юности переехал в Эрец Исраэль.

[13]Исраэль бэн Элиэзер,Бааль Шем-Тов (сокращенно Бешт) (1700—1760) — величайший каббалист восточной Европы, основатель движения хасидизм.

[14]Иоганн Рейхлин (1455—1522) — немецкий гуманист и филолог, один из лучших специалистов по древним языкам — латыни и особенно ивриту и древнегреческому. Служил личным советником императора Германии и был близок к главам Платоновской Академии (Дж. Пико делла Мирандола и др.).

[15]Джованни Пико делла Мирандола (1463—1494) — итальянский ученый эпохи Возрождения. Его философские воззрения сочетают неоплатонизм и учение каббалы. Пико делла Мирандола учился в университетах Болоньи, Феррары, и Падуи, владел ивритом и арабским. Исследовал каббалистические труды, Тора и Коран, читая их на оригинальных языках.

[16]Пауль Риций (1470—1541) — доктор медицины и профессор философии в университете Павии. Служил врачом и личным советником императора Максимилиана I, а также личным воспитателем наследного принца Фердинанда I.

[17]Теофраст Парацельс (1493—1541) — швейцарский врач и естествоиспытатель, один из инициаторов применения химических лечебных препаратов в медицине. Считается родоначальником современной науки.

[18]Курт Шпренгель (1750—1816) — немецкий врач и ботаник. Посвятил много времени исследованию истории медицины и ботаники. Прославился, главным образом, благодаря своему вкладу в современную науку, выраженному в стимулировании и поощрении микроскопических исследований тканей развитых растений.

[19]Раймунд Луллий (1235—1315) — философ и писатель. Считается ведущим исследователем своего времени в области каббалы и ислама. Отрицал алхимию, анализировал и развивал учение о логике. Это привело его к изобретению первой логической машины.

[20]Джордано Бруно (1548—1600) — итальянский ученый, философ, поэт и астроном. Преследуемый католической церковью за свои взгляды был вынужден бежать из Италии во Францию. Вернувшись в Италию, был обвинен в ереси и сожжен на костре.

Джордано Бруно выдвинул целую серию космологических теорий, опередивших свое время: теорию о существовании других планет, вращении Солнца и звезд вокруг оси, теорию о существовании во Вселенной бесчисленного множества тел, подобных Солнцу. Бруно также опроверг ошибочное средневековое разграничение между небом и Землей.

[21]Готфрид Вильгельм фон Лейбниц (1646—1716) — выдающийся немецкий философ, физик, математик, историк и дипломат; один из самых универсальных и плодотворных ученых XVII в.. Лейбниц ввел термин «функция», разработал дифференциальные и интегральные исчисления, а также двоичную систему счисления, на которой основана современная область электроники и компьютеров.

[22]Карл Вильгельм Фридрих фон Шлегель(1772—1829) — немецкий критик, философ, языковед, писатель. Являлся идеологом немецкого романтизма, основоположником современной «истории идей» или «истории духа» ( Geisteswissenschaft) и современной исторической науки.

[23]Иоганн Вольфганг Гете (1749—1832) — один из величайших деятелей культуры в мировой истории, писатель, поэт, драматург, мыслитель, гуманист, политик и ученый. Гете считается одним из наиболее влиятельных писателей в немецкой литературе XVIII—XIX веков. Сделал многочисленные открытия в биологии, оптике, акустике, геологии, метеорологии, цветоведении, психологии и физиологии зрения.

[24]Владимир СергеевичСоловьев (1853—1900) —русский философ, поэт, публицист и литературный критик.

[25]Сергей Николаевич Булгаков (1871—1944 гг.) — русский философ и богослов.

[26]Николай Александрович Бердяев(1874—1948) — русский философ и публицист.

оцени ерундапонравилось
Загрузка ... Загрузка ...

Подписаться, не комментируя



12.03.14 : ∞ 11,017 : : РЕЛИГИИ :
Комментировать:

РУБРИКИ:

православные знакомства Светелка


НАЙТИ: