Сатир мифическое животное

Первые упоминания о сатирах - лесных существах, полулюдях-полукозлах, относятся к VIII столетию до н. э. Мифы о них связаны с культом Диониса, бога виноделия и веселья, которого римляне называли Вакхом (Бахусом). В греческих и римских легендах сатиры и их двойники - фавны, сильваны, силены, паны - выступали чаще всего как проказники, шуты, трусишки, пьяницы, сластолюбцы, обманщики и развратники. В христианской традиции их стали ассоциировать с дьяволом.

Контрастность качеств, приписываемых сатиру, сделала его одним из самых популярных образов литературы и искусства на протяжении всей мировой истории. Даже в нашем столетии он остается одновременно символом невинности и простодушия и зла.

Хотя в современном понимании между сатирами, фавнами и панами практически ставится знак равенства, стоит уточнить, какие различия между ними видели древние греки и римляне.

У греков сатиры - мужские духи лесов и гор в пантеоне Диониса - были существами с “приплюснутыми носами, лохматыми волосами, козлиными ушами и короткими хвостами”. В римской мифологии появились и сатиры-женщины. Наиболее близким сатиру можно назвать Пана - лохматого и бородатого бога полей и лесов с козлиными рогами и копытами, который также служит Дионису.

В каждой из древнегреческих провинций существовал свой собственный Пан. Фессалийского Пана называли Аристеем, и он считался покровителем животноводства и земледелия. В Малой Азии Пан был богом плодородия по имени Приап, которого изображали с огромным эрегированным фаллосом.

В греческих и римских садах нередко устанавливали “гермы” - четырехгранные колонны с фигурами бога плодородия, называвшиеся так в честь Пана - Гермеса.

Один из сыновей Пана, Силений, согласно некоторым легендам, был учителем Диониса. Именно он помог Дионису впервые изготовить вино.

Силения, самого старого среди сатиров, обычно изображали как толстого, пьяного старика с отвисшим животом и лысой головой, все тело которого было покрыто волосами. Потомки Силения - силены считались божествами ручьев и рек. Самый известный из силенов - Марсий. Главным отличием силенов от сатиров был конский хвост.

Римляне идентифицировали Пана с богом плодородия Фавном, имя которого происходит от слова “фари” - “рассказчик”. Фавн мог предсказывать будущее по своим снам. Его потомки-фавны - шаловливые существа обоих полов, которые вызывали ночные кошмары.

Другим римским божеством, которого можно связать с Паном, был Сильван - дух лесов и садов. Он также оставил после себя потомство обоих полов - сильванов.

Отличить всех этих многочисленных богов и духов друг от друга довольно трудно. Аргентинский писатель Хорхе Луис Борхес (1899-1986) считает, что речь идет об одном и том же типе существ, которых в Древней Греции называли сатирами, а в Древнем Риме - панами, фавнами и сильванами; сатиры имели козлиные ноги и человеческое тело выше поясницы.

“Сатиры были покрыты густой шерстью, у них были тонкие рога, острые уши, быстрые глаза и кривые носы”. Далее в этой статье мы будем именовать всех существ этого рода сатирами, за исключением тех случаев, когда между ними будет необходимо провести различие.

Греческий поэт Гесиод (VIII век до н. э.) пишет о том, что сатиры, нимфы и куреты произошли от дочерей Гекатера. Сатиры, по его мнению, - бесполезные, непригодные к работе существа.

В то время как Гесиод не уделяет внимания описанию сатиров, “Гимн Пану”, приписываемый анонимному ученику Гомера, содержит яркое описание этого бога: “С козлиными ногами, двумя рогами, идет он по зеленому лесу, среди деревьев, вместе с нимфами… Пан - светловолосый бог природы”.

В пьесе Эсхила “Эдонианы” Диониса-ребенка воспитывает Силен - отец сатиров. Эта комедия отражает рост значения культа Диониса в Греции. Составной частью ритуала Диониса было сопровождаемое танцами распевание песен восхваления - “дифирамбов”. Аристотель в “Поэтике” пишет о том, что греческий театр родился из дифирамбов.

Дифирамбы исполняли мужчины, одетые сатирами с конскими хвостами. Этот сюжет многократно отражается в росписях на греческих вазах. Из дифирамбов были сложены первые сатирические комедии.

После трех трагедий, которыми начиналось представление в греческом театре, на сцене появлялся хор из сатиров и силен, которые вели себя развязно, а порой неприлично, чтобы развеять торжественную обстановку, созданную предыдущими пьесами, и подчеркнуть связь театрального общества с культом Диониса.

Сатирические пьесы нередко ставились на открытом воздухе, в лесу. На актерах были уродливые маски, и они были облачены в козлиные или оленьи шкуры. Иногда к костюмам добавлялись хвосты и искусственные кожаные фаллосы внушительных размеров. Театральный сатир - глупое, уродливое и дикое существо.

Обязательной частью сатирической пьесы был танец с игрой на двойной “флейте Пана” (сиринксе). Греческий писатель Лукиан излагает в “Диалоге о богах” (II век н. э.) легенду о том, как Пан погнался за целомудренной нимфой Сиринкс, которая, чтобы спастись, превратилась в тростник на реке Ладон.

Пан не смог отличить ее от остальных тростинок и, срезав несколько наугад, сделал из них флейту, которая стала непременным атрибутом сатиров. Эту историю повторяет в “Метаморфозах” Овидий. Он пишет о том, что Сиринкс удалось убежать не только от Пана, но и от сатиров и других богов.

Этот вариант интересен тем, что Овидий указывает на связь между многочисленными “козлинообразными” существами.

В указанных сатирических пьесах ноги исполнителей-актеров были, естественно, человеческими, в то же время в “Гимне Пану” описан бог “с козлиными ногами”. Слияние этих образов отчетливо видно в поэме Горация “Могущество Вакха”, в которой упоминаются “козлоногие сатиры”.

Одна из самых примечательных комедий о сатирах была создана после походов Александра Македонского (IV век до н. э.). В ней Дионис в сопровождении Пана, Силения, сатиров и менад (жриц Диониса) покоряет Индию при помощи вина.

Эта комедия подтолкнула некоторых авторов к забавному выводу о том, что сатиры были не вымышленными, а реальными существами, населявшими Индию. Ктесий и Мегасфен, посол диадоха Селевка I при дворе индийского царя Чандрагупты, упоминают о том, что сатиры населяют индийские плоскогорья.

Римский энциклопедист Плиний Старший (23-79 н. э.), видимо, пользовался трудами Ктесия и Мегасфена. В его “Естественной истории” говорится о том, что сатиры получили свое название от греческого “сате”, то есть “мужской орган”, поскольку они “всегда одержимы похотью”. Плиний утверждает, что сатиры населяют не только Индию, но и Эфиопию.

Вера в реальное существование сатиров дожила до позднего средневековья. В “Нюрнбергских хрониках” Шеделя (1493) содержится иллюстрированная антология загадочных животных Индии, включающая сатира. Этот пример - не единственный.

Причиной служит то, что сатиры упомянуты в Библии. Пророк Исайя говорит о том, что после разрушения Вавилон превратится в логово злых существ: “Но будут обитать в нем звери пустыни, и домы наполнятся филинами; и страусы поселятся, и косматые (сатиры) будут скакать там”. То же произойдет и с городом Едом: “И лешие (сатиры) будут перекликаться один с другим”.

В “Золотой легенде” - собрании французских историй о святых, созданном в XIII веке Якобом из Ворагина, рассказывается о том, что святой Антоний во время поисков святого Павла Отшельника встречает в пустыне сатира - “дьявольское существо, которое язычники почитают как лесное божество”.

Хотя ни в греческой, ни в римской мифологии сатиры не воспринимались как зло, их средневековый сатанинский образ во многом обязан своим происхождением легенде о сатире Марсии, который, возомнив себя непревзойденным игроком на флейте, вызвал на соревнование Аполлона.

В наказание за дерзость с проигравшего Марсия заживо сдирают кожу. Средневековые теологи увидели в этом аллегорию победы Аполлона - олицетворения света и чистоты - над злом.

Другой причиной превращения сатира в сатану в средневековых легендах была его связь с Паном и Дионисом, которых нередко изображали в виде рогатых существ с неутолимой жаждой плотских утех. Козлиные ноги, острые уши и бегающие глаза несомненно подходили к образу дьявола.

В Пане, сыне Гермеса, провожающего мертвых в подземное царство, и Дионисе, воскрешающем из мертвых, средневековые теологи видели символы тьмы.

В VII веке н. э. английские женщины продолжали имитировать менад и их ритуал поклонения Вакху (то есть Дионису). Лунными ночами, одевшись в шкуры животных, они пели песни и танцевали вокруг козла в лесной чаще.

Архиепископ Кентерберийский Теодор заклеймил этот древний ритуал плодородия как “дьявольский. Несмотря на это, ритуал, трансформировавшийся в ведьминский шабаш, продолжал исполняться еще, по крайней мере, тысячу лет, а сатану стали часто изображать в образе козла. Для средневекового человека дьявол и сатир стали неразделимыми символами зла.

Подтверждением этому служит строка из “Кармина бурана” - латинского песнопения, сочиненного монахами монастыря Бенедиктбойер в Верхней Баварии в XIII веке: “Я изгоняю вас, фавны, нимфы, сатиры, тролли… демоны во всех обличьях”.

Кроме того, в средние века сатиров стали прочно ассоциировать с обезьянами. Еще в III веке греческий ритор Филострат Младший писал в “Жизни Аполлона” о том, что видел ребенка сатира, целиком покрытого шерстью.

В “Естественной истории” Плиния сатир - ловкое животное, передвигающееся на четырех лапах, но способное тем не менее подниматься на задние лапы и передвигаться как человек. В бесчисленных бестиариях сатиры и обезьяны описывались в одних и тех же главах. Этот взгляд отражен и в современном научном названии орангутана - “симиа сатирис”.

Варфоломей Английский пишет не только о том, что сатиры - разновидность обезьян, но и что некоторые из них - циклопы, у некоторых нет голов, а у отдельных особей глаза расположены на плечах. Эдвард Топселл в “Истории четвероногих зверей” (1607) видит отличие между обезьянами и сатирами в том, что последние - “похотливые животные, охотящиеся на женщин”.

С началом эпохи Возрождения средневековый образ сатира начинает уступать место прежнему классическому. В пьесе Джона Флетчера “Верная пастушка” (1608 год) Пан - “хранитель овец, защитник чистоты и свободы”. А его современник драматург Бенджамин Джонсон сравнивает с Паном короля Якова I - покровителя овцеводства.

Ницше раскрывает смысл совмещения козлиного и божественного в сатире в “Рождении трагедии” (1872). По его мнению, сатир - философская метафора греческой цивилизации, образ, соединяющий в себе красоту, идиллию, сексуальность, простоту и зло.

Образ сатира в литературе и искусстве также изменялся на протяжении веков. Изображение сцены из комедии Эсхила “Прометей и сатиры”, первое представление которой состоялось в 472 году до н. э., можно увидеть в росписях на греческих вазах: сатиры танцуют с факелами, зажженными от огня, похищенного Прометеем у богов.

На греческих вазах сатиров-актеров в звериных шкурах легко отличить от “настоящих” хвостатых сатиров, которые нередко изображены во время совокупления друг с другом, менадами или животными.

Мраморное изваяние “Сатир” работы Праксителя (IV век до н. э.), выставленное в Капитолийском музее Рима, представляет собой скорее идеализированный человеческий образ. О его природе сатира напоминают только заостренные уши и звериная шкура, наброшенная на плечи.

Спящий “Сатир Барберини” из Мюнхенской глиптотеки (музея скульптуры) изображает историю царя Мидаса, который опьянил сатира для того, чтобы изловить его и потребовать от него пророчеств.

Статуи Пана в греческом и римском искусстве воплощали в камне более животное, чем человеческое существо. Рогатых, лохматых Панов с козлиными ногами можно увидеть изваянных в скульптурах, изображающих обучение Олимпа игре на флейте и оргии Диониса (Национальный музей Неаполя).

Слияние образов сатира и Пана можно заметить уже в относящейся ко II столетию н. э. мраморной статуе молодого сатира с козлиными ногами, играющего на флейте.

С наступлением средневековья сатир в европейском искусстве превратился в дьявола. Назовем лишь несколько из бесчисленных примеров: волосатый сатир-сатана с безобразным лицом и козлиными копытами, искушающий святого Иеронима на гравюре Пьера Боэстюо “Чудесные истории” (1597); сатир-дьявол, сеющий семена зла на гравюре Франса Хогенберга (1559), сатир с козлиной головой, взвешивающий человеческие души, на испанском алтаре XIII века из Барселонского музея.

В позднем средневековье сатиров было принято изображать с музыкальными инструментами - флейтой или волынкой. Лютня и рожок, считавшиеся символами светской музыки, противопоставляемой духовной, тоже нередко представлялись инструментами сил зла.

В эпоху Возрождения были сделаны многочисленные переводы античных книг и пьес, что вызвало волну интереса к языческим темам и соответственно пересмотр сложившихся взглядов на сатиров. На полотне Боттичелли “Марс и Венера” (1485) четыре шаловливых ребенка-сатира олицетворяют невинные радости сельской жизни.

А на картине “Открытие меда” Пьеро ди Козимо (1498) сатиры собирают мед для приготовления спиртного напитка. После создания в 1516 году Рафаэлем фрески “Свадьба Купидона и Психеи” сатиры стали на картинах непременными персонажами сцен свадеб античных богов и языческих празднеств.

Вплоть до 1563 года, когда католическая церковь запретила изображать эротические сцены, сатиры были их постоянными героями. Наиболее известны полотна итальянских мастеров - “Сатир нападает на женщину, которую защищают три купидона”, “Возбужденный сатир несет женщину”, на которых сатир, как ясно из названий, принуждает женщин к соитию. Интересно, что существуют и картины, изображающие противоположные сцены: вырывающегося сатира несут к женщине, готовой принять его.

В XVII и XVIII веках снова в живописи и скульптуре преобладают идиллические изображения сатиров. На полотнах Никола Пуссена сатиры с козлиными конечностями отличаются от фавнов с человеческими ногами. В XIX веке трактовка художественного образа сатира была крайне широкой. Его можно увидеть и на иллюстрациях к “Сну в летнюю ночь” Шекспира, и в сценах ведьминских шабашей.

Немало рисунков, на которых изображен сатир, было сделано в конце XIX века английским художником Обри Бердсли. Многие рисунки выполнены в юмористической манере, как, например, сатир-парикмахер, стригущий девушку. На других изображены классические сатиры, играющие на флейтах для танцующих нимф.

Самый известный среди художников XX века, изображающих сатиров, Пабло Пикассо, который вскоре после освобождения Парижа от оккупантов в 1944 году создал три полотна: “Вакханалия”, “Триумф Пана: радость жизни” и “Фавн, играющий на флейте”, символизирующие возвращение Европы к жизни после кошмара второй мировой войны.

Из литературных памятников сатиру следует отметить комедию Еврипида “Циклоп” - единственную из дошедших до нас греческих сатирических пьес, в которой сатир вместе с Одиссеем и его спутниками попадает в логово циклопа Полифема.

Одиссей и его люди ослепляют циклопа и уходят, сатир же остается с ним в качестве его любовника. Пьеса в сатирической форме передает смысл справедливости. Само слово “сатира”, как жанр литературы, стало употребляться в связи с романом “Сатирикон” (66 н. э.) римского писателя Петрония, в котором, однако, сатиры не фигурируют.

Наиболее значительные из произведений средневековья, в которых являются действующими лицами сатиры, - “Рай, вновь обретенный” Джона Мильтона (1671), “Гимн о демонах” Пьера де Ронсара (1555) и “Жизнь души” Генри Мора (1650). Сатиры - важные персонажи многих пьес Вильяма Шекспира и Эдмунда Спенсера. Им посвящали свои произведения Шелли, Гюго, Браунинг, Стивенсон, Уайльд и другие.

Необходимо упомянуть и о балете “Послеполуденный отдых Фавна” на музыку Стравинского. Костюм, в котором Вацлав Нижинский танцевал в нем в 1912 году в Париже, отражает классическую сущность безобидного шаловливого сатира.

В заключение приведем мнение режиссера Эндрю Берната, который считает, что современное общество вывело свой особый вид сатира - “голливудский”. Нового сатира, который изысканно одевается, спит весь день, а по ночам волочится за женщинами, излишне много пьет и курит, можно назвать олицетворением самоубийственных тенденций безумного XX века, не ведающего любви и благородства.

оцени ерундапонравилось
Загрузка ... Загрузка ...

Подписаться, не комментируя



01.01.09 : ∞ 12,234 : , , : СУЩЕСТВА :
Комментировать:

РУБРИКИ:

православные знакомства Светелка
Акриловый вкладыш - демонтаж ванны.


НАЙТИ: