Завет имама Али

Здесь вы можете видеть красноречивейший документ, составленных одним из самых близких последователей и учеников пророка Мухаммеда. Автор был не только ему двоюродным братом, не только воспитан в его семье, не только мужем одной из его дочерей, но и как гласит заголовок - одним из первых (так называемых праведных) Халифов, то есть Руководителей общины верующих после смерти самого Мухаммеда.

Этот текст интересен тем, что здесь в простом и недвусмысленном виде сформулированы некие духовные постулаты, которые, по-видимому, Али сам усвоил от своего Наставника и пытался передать своему собственному сыну Хасану - внуку Пророка, который как известно был позже мученически убит теми, кому хотелось совершенно противоположных изложенным в этом тексте ценностей жизни: власти, богатства, дольних наслаждений.

Отсюда наглядно видно, что лежало в основе истинного ислама и можно сделать предположения о том, что получилось после того, как был убит Аль Хасан, как выразитель этого наследия.

Я ни в коем случае не упрекаю поздних выразителей идей ислама - каждый видит в меру отпущенного ему Богом, но со всей ответственностью заявляю, что после двух сыновей Али, на земле больше не было более достойных приемников Истинной Веры Пророка Мухаммеда.

Однако, я не сторонник шиитов, ибо каждому из своих Выразителей Бог отпускает свое время, и время сподвижников Мухаммеда было так же ограничено как и время, например, социалистического строя.

ИМАМ АЛИ ИБН-АБУ-ТАЛИБ
ЗАВЕТ ИМАМА АЛИ ЕГО СЫНУ АЛЬ-ХАСАНУ
перевод с арабского АЛЕКСАНДРА ИГНАТЕНКО.

От бренного родителя, свидетеля времени, преклонного возраста, покорного веку, порицающего дольний мир, ночующего в жилищах мертвецов, покидающего те жилища назавтра, - дитяти, уповающему на недостижимое, идущего по пути тех, кто сгинул, мишени болезней, заложнику дней, вместилищу бед, рабу дольнего мира, покупателю обольщения, должнику случая, пленнику смерти, союзнику забот, спутнику огорчений, вехе бедствий, сраженному страстями, наследнику мертвых.

И вот то, что мир от меня отвернулся, век против меня ополчился, а мир иной ко мне приблизился, помешало мне размышлять о других, заботиться о том, что после меня остается.

Но когда я поглубже поразмыслил над собственными заботами, то лишился самомнения и самолюбования и увидел я, каков на самом деле. И это придало мне серьезности, в которой нет примеси игривости, нечестности, в которой нет следа лжи. И увидел я, что ты – часть моя, даже более – весь я.

И коли что-то тебя затрагивает, то и меня трогает; и смерть, коль тебя настигла, меня поразила; и стало меня в твоих делах заботить то, что заботит меня в моих делах. И написал я тебе, чтобы быть помощником тебе с моим заветом, что бы со мной ни случилось.

Завещаю тебе, сын мой, страх перед Богом, и обязательное исполнение Его наказов, и укрепление сердца твоего Его упоминанием. Крепко держись за вервие Его, и не будет тогда ничего крепче между тобою и Богом, если ты за Него станешь держаться.

Оживляй сердце твое проповедью, умерщвляй его благочестием, укрепляй его достоверным знанием, освещай его мудростью, посрамляй его напоминанием о смерти, делай его несокрушимым через отрицание в нем человеческой природы, обучай его на несчастьях дольнего мира, предупреждай его о злобе века и нелепости сменяющих друг друга дней и ночей, снабди его сведениями о тех, кто был в прошлом, напомни ему то, что постигло бывших до тебя, пройди по их жилищам и стоянкам и посмотри, что они совершили, от чего уходили, к чему пришли и где остановились.

И увидишь ты, что они ушли от любимых, поселились на чужой стороне. И станешь ты как бы одним из них. Так озаботься своим жилищем. И не продай мир иной за дольнюю жизнь.

Воздерживайся от слов о том, чего не знаешь, и от речей о том, о чем не спрошен. Не вступай на путь, на котором можешь заблудиться; лучше удержаться от блужданий, чем потом мучиться страхами. Приказывай дозволенное и сам поступай соответственно, отвергай запретное рукой и языком; не щади усилий, чтобы удалиться от тех, кто запретное совершает.

Напрягай все свои силы в служении Аллаху, и не будет тебе в этом упрека. Постигай глубины истины, где бы она ни была. Углубляй познания в религии. Приучай себя к терпению. Терпеливость – благой нрав.

Находи для своей души пристанище во всех делах в твоем Боге, так ты дашь ей приют в пещере неприступной, в крепости могучей. В нужде обращайся к своему Господу, рука Его и дает, и лишает. Почаще проси помощи у Аллаха.

Уразумей мой завет и не отклоняйся от него. Воистину, лучшая речь – та, что приносит пользу. И знай, что нет блага в знании бесполезном. И недостойна изучения та наука, что не дает пользы.

Сын мой! Когда я увидел, что возраст мой стал преклонным, а тело мое немощным, начал я сочинять этот завет и вкладывать в него мудрые правила, поспешая передать тебе то, что в душе моей, пока не настал мой срок, опасаясь, как бы мнение мое не стало ущербным, подобно тому как стало слабеть тело мое, страшась, что опередит меня на пути к тебе суматоха страстей и соблазны жизни дольней и станешь ты как необъезженный жеребец.

Ведь сердце юноши подобно незасеянной земле: что бросишь в нее, то она и приемлет.

И посему приступил я к твоему воспитанию, пока не огрубело твое сердце, не стал занятым ум твой, чтобы ты серьезно принял то, чем снабдят тебя люди, обладающие опытом, а ты – будешь избавлен от труда спрашивать, будешь убережен от того, чтобы лечиться горьким лекарством опыта.

И так ты получишь то, что мы приобрели, и станет ясным для тебя то, что, быть может, было темным для нас.

Сын мой! Я хоть и не прожил столько, сколько те, кто был до меня, рассмотрел дела их, поразмыслил над сообщениями о них, прошел по тем местам, где они обитали, и вот я - как бы один из них. Более того, получилось так, как если бы я со всеми теми их делами, что стали мне доступны, стал долгожителем и жил с первым из них, и с последним.

И понял я, что в тех делах светлое, а что темное, что полезное, а что вредное, и извлек я для тебя из каждой вещи суть ее, выделил прекрасное, отбросил неведомое. И озаботился в твоих делах тем, что заботит сострадательного родителя, и собрал жизненные правила для тебя, вступающего в жизнь, открытого веку, благонамеренного и чистосердечного.

И начать я решил с обучения тебя Божественной Книге и ее толкованию, законоустановлениям Ислама и его правилам, тому, что разрешено в Исламе и что запрещено, да так, чтобы не увести тебя к иному. И тут испугался я, что собьет тебя то, в чем разошлись меж собою люди в своих взглядах и мнениях и запутались.

Милее мне, чтобы ты познал трудную истину, чем увлечение тем, что может тебя заманить на путь погибели. И молю я, чтобы направил тебя Аллах в Своей милости, чтобы вывел Он тебя туда, куда ты устремляешься. И сей завет тебе я заповедал.

Знай, сын мой, что милее всего для меня было бы, если бы ты взял из моего тебе назидания покорность Аллаху и ограничение тем, что Он тебе определил делать, а также следование тому, как жили твои предки и добродетельные члены твоего семейства.

Они ведь тоже смотрели на себя так, как сейчас ты на себя смотришь, и думали так, как ты думаешь, но потом пришли к тому, что стали следовать известному и воздерживаться от не вмененного в обязанность.

А если душа твоя не примет сразу то, что они познали, то пусть удовлетворится твое стремление через уяснение и обучение, но не через погружение в сомнения и поиск превосходства в спорах. И прежде чем начать размышлять, воспользуйся помощью твоего Господа и испроси у Него удачи и сохранности от любого изъяна, который мог бы тебя в сомнение ввести или ввергнуть в заблуждение.

И коли узнал ты достоверно, что очистилось сердце твое и смирилось, сложилось твое мнение и укрепилась и стала эта твоя забота единственной, то тогда поразмысли над тем, что я тебе разъяснил.

Но если не сложилось в тебе то, что ты для себя желал бы – совершенное умозрение и полное понимание, - то знай, что ты поступаешь необдуманно и погрязаешь во мраке. А стремящийся к пониманию Религии не действует наобум и не путается в собственных мыслях, лучше этого избегать.

Вдумайся, сын мой, в заповедь мою. И знай, что Тот, кто владеет смертью, владеет и жизнью. Тот, кто творит, умерщвляет. И Тот, кто в прах превращает, новую жизнь дает. Тот, кто испытывает, избавленье дает.

И не стоял бы дольний мир, если бы не было от Бога блаженства и испытания человеков, и награды в жизни иной, и всего того, чего мы и знать то не знаем. И если случилось тебе засомневаться в чем-то таком, то сведи свое сомнение к неведению, ведь ты родился невеждой и после лишь стал что-то узнавать.

И как часто не знаешь ты чего-то и сомневаешься, и блуждаешь как в потемках, а потом к пониманию приходишь. Посему держись за Того, кто тебя сотворил, и дал тебе пропитание, и сделал таким, каков ты есть. И пусть Ему будет твое поклонение, к Нему твои просьбы, от Него тебе снисхождение.

Знай, сын мой, что никто так не возвестил о Боге, как сделал это Посланник (мир ему и его семейству!), так избери его себе путеводителем, к спасению ведущим. Я же не пожалею для тебя совета, ведь ты не увидишь в себе того, что я замечаю в тебе.

И знай, сын мой, что если бы у Бога был сотоварищ, то пришли бы к тебе его посланники, и увидел бы ты проявления власти и силы его, и узнал бы ты дела его и свойства. Но Он – Бог единый, как Он сам о себе сказал. Никто Его власть не оспаривает.

Он не исчезнет никогда. Он всем предшествовал вещам – притом, что «предшествование» к нему неприложимо; Он после всех вещей пребудет бесконечно. И слишком велика Его божественность, чтоб быть охваченной умом или сердцем.

И если ты это познал, то действуй так, как всякий другой – в своей малости, в своей слабости, в своей немощи, в своей великой нужде в Господе, в покорности Ему, в боязни Его наказания, в надежде на Его снисхождение. А Он тебе не наказал ничего, кроме добрых дел, не запретил ничего, кроме порочных поступков.

Сын мой! Тебе рассказывал уж я о мире дольнем, о том, каков он есть, о том, как исчезает он и переходит из одного в другое состоянье, и рассказал тебе о мире горнем, о том, что уготовано живущим в нем.

И разъяснил тебе на притчах, каковы они, чтобы ты уразумел те притчи и сообразно поступал. Подобен тот, кто дольний мир познал, тем людям, что отправились в поход, бесплодные места покинув, и устремились к плодородным, зеленью покрытым.

Перенесли дороги трудные, с друзьями расставания, лишения походов, скудность пищи и вот – пришли в обширную страну, чтоб обрести покой. Не ставили они страданья ни во что, готовы были на любую трату, и не было для них милее ничего, чем то, что приближает их к стране обетованной, подводит к цели.

А тот, кто дольним миром очарован, похож он на людей, что жили в месте плодородном, но поменять его решили на бесплодную страну, и ненавистно, отвратительно для них расстаться с тем, что было, направиться к тому, к чему они влекомы.

Сын мой, душа твоя пусть станет весами верными тому, что меж тобою и другими. Ты делай для других лишь то, что благом для себя считаешь. Не делай для других того, что самому тебе нелюбо. Не обижай, как не желаешь быть в обиде.

С добром иди к другим, как хочешь, чтоб тебе добро творили. В себе то порицай, что и в других ты порицаешь. То, чем в себе доволен, ты с удовольствием встречай в других.

О том лишь говори, что знаешь, пусть даже будет малым знание твое. Не говори другим того, что самому тебе немило слышать.

Тщеславие от правильности в сторону уводит, оно – беда умов. Трудись, но не копи богатства для кого-то. Коли наставлен был на верный путь и цель свою достиг, твоя покорность Богу пусть будет наивысшей.

Знай, что пред тобою дальний и тяжелый путь и ты его пройти обязан так, как нужно. Так оцени размер припаса и силы рассчитай, не нагружай себе на спину столько, что понести не сможешь, такая тяжесть станет мукой.

И если среди неимущих увидишь ты того, с кем поделиться можешь ты припасом, чтоб часть его тот неимущий пронес до Страшного суда, когда тебе та доля пригодится, так нагрузи его своим припасом. И если сможешь, пусть доля та побольше будет, а то так может статься, что станешь в ней нуждаться и не найдешь.

Прибегни к помощи того, кому ссужал ты деньги, когда богат был, пусть он тебе поможет в час нужды. И знай, дорога та крутая, и тот, кто легок на подъем, тому идти сподручней, чем обремененному, а тот, кто медлит, – в худшем положении, чем тот, кто быстр.

И ты придешь, как ни мечись, к блаженству райскому иль к мукам адским. Так вышли же вперед дозор и подготовь себе жилище, ведь после смерти ты не сможешь исправить прегрешения, вернувшись в дольний мир.

Знай также, Тот, в чьей длани все, что в небе, на земле хранится, позволил возносить Себе молитву, и поручился за ответ, и наказал тебе просить Его , чтоб дал Он, и к милосердию взывать, чтоб был Он милосерден. И не поставил никого, кто мог бы стать преградой промеж тобой и Им, не сделал никого заступником пред Ним, и не лишил тебя Он милости Своей.

Пусть ты неверно покаянье совершил, Он не спешит тебя карать, тебя не попрекает, если ты раскаялся и не опозорил Он тебя, когда ты был того достоин, не наказал тебя Он строго, а принял Он твое раскаяние, на преступление твое Он преступленьем не ответил и не лишил тебя надежды на милосердие Свое.

Но зачел Он тебе твой уход от греха как благодеяние, посчитал твой проступок за один, а одно твое доброе дело за десяток и распахнул пред тобой врата покаяния. И коли ты призвал Его, твой зов услышал. А испросил ты избавленья – Он знает, в чем оно.

Свои ты нужды до Него донес и душу показал Ему свою, на горести свои Ему пожаловался ты, раскрыл Ему свои печали, испросил Его помощи в делах, и попросил ты столько милостей, что дать никто, кроме Него не может, – и долгий век, и тела здравие, и пропитание в достатке.

А Он вручил тебе ключи Своих хранилищ – позволил с просьбой обращаться, и ты, когда захочешь, молитвой растворяешь врата Его благодеяний и призываешь ливень милосердия Аллаха. Не будь обескуражен тем, что не всегда Его ответ приходит сразу, дар соответствует тому, кто одаряем.

Быть может, запоздал ответ, чтоб оценил по достоинству награду тот, кто просит, и дар тот, кто ждет. А может, испросил ты нечто, но не было дано тебе, чтоб получил ты рано или поздно лучшее, чем то, или лишен был потому, что благо для тебя лишенным быть чего-то: ведь бывает так, что ты стремишься к тому, в чем гибель вере.

Так обращайся с просьбой к Богу о том, чья красота с тобой пребудет, вред не сохранится. Богатство не останется с тобой, ты не останешься с богатством.

И знай, что создан ты для бытия иного, а не для дольней жизни, исчезнешь ты, а не пребудешь, умрешь, не будешь вечно жить. Живешь ты в доме, что взаймы получен, в конце пути, за ним уж – жизнь иная.

А ты бежишь от смерти, не надеясь от нее укрыться. Она тебя настигнет, так будь же наготове, не допусти, чтобы настигла тебя она, а ты в плохом мгновеньи – проступок совершил и не раскаялся еще. И если так случится, то ты погубишь душу.

О сын мой! Чаще вспоминай о смерти, о том, что случится с тобой и к чему ты придешь после смерти. И ты ее встретишь настороже и укрепившимся, а она тебя не застанет врасплох. Не прельщайся пребыванием людей в дольней жизни, их бешеной привязанности к ней.

Ведь Бог тебе о ней сообщил, а она пред тобою свою погибель оплакала, свои язвы тебе показала. Те, кто дольнюю жизнь населяет, – псы лающие, львы лютые, один на другого рычащие, и могучий сжирает слабого, большой покоряет малого.

Они – скот стреноженный, они же – скотина заблудшая, путы утратившая (игра слов; вариант: скотина заблудшая, разум потерявшая. – А.И.), что отправилась в неизвестную местность; они – стада, пожирающие беду в долине трудов, нет у них пастыря, направляющего на верный путь, и нет погонщика, приводящего на хорошее пастбище.

Повела их дольняя жизнь по дороге слепцов, отвратила их взоры от маяка, направляющего на истинный путь, и заблудились они в смятении, и утонули в ее благах, и сделали ее своим Господом, и стала она играть с ними, а они играть с ней, и позабыли о том, что за дольней жизнью.

Но понемногу рассеивается мрак, и будто паланкинов череда, и те, кто поспешал, уже на месте: ведь тот, кого несут, сменяясь, ночь и день, вперед идет, на месте оставаясь, он – в путешествии, хотя и неподвижен.

И знай наверняка, что не исполнится твоя надежда, что срок назначенный ты не изменишь, и ты такой, как те, что были до тебя. Так к малому стремись и будь умерен в добывании. Ведь сколько раз стремление к беде приводит.

И не всякому стремящемуся дается пропитание. А не каждый, кто умерен, лишен прибытка. Будь выше низкого поступка, пусть даже он ведет к желанной цели, ведь не найдешь замены душе своей, что при этом расточаешь. Не будь рабом других, ведь сотворил тебя Аллах свободным. То не является добром, что достигается чрез зло, то не покой, к чему приходишь через тяготы.

Ты скакунам желаний воли не давай, ведь принесут тебя они к тем водопоям, где вода – погибель. И сделай, если сможешь, так, чтоб меж тобою и Аллахом никто не встал, кто обладает благом, в котором ты нуждаешься. Ведь ты свое возьмешь и так, свою получишь долю. А малое от Бога крупнее и почетнее, чем то большое, что тварь Его тебе вручит, пусть даже будет то большое всеохватным.

Случилось промолчать невольно – исправить это легче, чем то, что скажешь не подумав. Ремень затянешь – в бурдюке все сохранится. То, что в руке ты сохранишь, милее для меня, чем то, что из чужой руки получишь.

Пусть будет слаще для тебя отчаяния горечь, чем просьбы к людям, а ремесло и воздержание – милее, чем богатство и распущенность. Нет более способного свой сохранить секрет, чем тот, кому секрет принадлежит. Нередко человек стремится к тому, что вредно. Велеречивый не нести не может вздор. Кто размышляет – прозревает истину.

Водись с людьми благими и одним из них ты станешь, чурайся злых людей – от зла ты удалишься. Вредная пища запретна. Обидеть слабого – чрезмерная несправедливость. Бывает доброта во зло, суровость же бывает добротой. Случается, лекарство недугом становится, болезнь лекарством. Бывает, присоветует хорошее неспрошенный и ошибется тот, чьего спросил совета. Не уповай на пожелания благие, они – товар для мертвецов.

От испытаний разум крепнет, увещевание – вот лучший опыт. Лови момент, пока не наступила перемена. Не всякий, кто стремится, постигает, не всякий, кто ушел – вернется. Не растранжирь припаса, что сбережен для жизни горней. Любое дело след оставит. Тебя постигнет то, что предназначено тебе. Купец рискует.

Порой и малое желанней, чем большое. Нет блага в неухоженном источнике, как пользы нет от друга, что подозренье вызывает. Будь снисходителен ко времени своему, коль удалось тебе его объездить, как молодую верблюдицу. Не рискуй чем-то в надежде получить большее. Берегись, чтобы не понес тебя скакун враждебности.

В отношения с братом своим принуждай себя связи с ним сохранять, если он стремится к разрыву; угождать ему, если он отвернется; проявлять к нему щедрость, если он пожадничает; приближаться к нему, если он удаляется; быть мягким к нему, если он грубит; прощать его, если он совершил проступок, – будто ты раб его, а он твой благодетель.

Но не делай это не к месту и в отношении несоответствующих людей. Не бери в друзья врага твоего друга, ведь ты станешь твоему другу врагом. Будь искренен в назидании брату твоему, о хорошем придется говорить или о плохом. Гнев свой пей мелкими глотками, не знал я глотков более сладких, чем эти.

Будь мягок с тем, кто груб с тобой, и он станет склоняться к мягкости с тобой. Победи врага своим достоинством, сие – сладчайшая победа. Если хочешь совершить разрыв со своим братом, то прежде оставь ему нечто, что позволит тебе вернуться к нему когда-то. Не разочаровывай того, кто счел тебя добрым.

Не предавай забвению право брата твоего, надеясь на то, что вас связывает, не будет тебе братом тот, чье право тобою попрано. Не имей интереса в том, кто отказывается от тебя.

Да не будет стремление брата твоего к разрыву крепче, чем твое – к сохранению связи; да не будет его плохое отношение сильнее, чем твое хорошее; да не будет твоя несправедливость больше, чем того, кто с тобой несправедливо обошелся: ведь он себе во вред, а тебе на пользу старается. Да не будет огорчение наградой тому, кто тебя обрадовал.

Знай, сын мой, что пропитание бывает двух видов – то, которого ты желаешь, и то, которое тебя желает. И если ты его не настигнешь, так оно тебя настигнет. Что гаже в человеке, чем покорность при нужде и заносчивость в богатстве?

В дольней жизни обладаешь ты тем, чем жилье укрепить сможешь в жизни иной. Если скорбишь ты о том, что из рук твоих ускользнуло, то скорби обо всем том, что в них и не бывало. Суди о том, чего не было, по тому, что случилось. Ведь дела похожи одно на другое. Не будь из тех, кто пользы не извлекает из назидания, если только недопекло его; ведь разумный назидается притчами, а скоты назидаются только битьем.

Отбрось от себя приходящие тревоги решимостью, что дается терпением, а также доброй надеждой. Кто отступил от меры, совершил неправедное. Пусть спутник соответствует пути. Друг – тот, чья дружба отсутствием проверена. Огорчения сопутствуют неразумию. Порой и близкий более далек, чем дальний. Порой и дальний ближе ближнего.

Чужак – тот, кто никого не любит. Себе пути закрыл всяк, право преступивший. Кто на себя надеется, ступает тверже, а наикрепчайшая та связь, что меж тобой и Аллахом. Кому ты безразличен, тот твой враг. Бывает разочарованье достиженьем, коли к погибели вела мечта. Проявится всяк недостаток, не всяк удобный случай плод приносит.

Бывает, зрячий промахнется, слепец же выйдет к цели. Зло отложи, его ты совершить всегда успеешь. С глупцом расстаться – все равно, что повстречаться с умным. Кто времени доверился, того оно предаст, кто время возвеличил, того оно унизит. Не всякий, кто стрелял, попал. Сменяется власть и меняется время.

О спутнике спроси, в путь отправляясь, и о соседе – покупая дом. Не говори о том, что вызывает смех, пусть даже речь других передавая. Не советуйся с женщинами: их мнение – глупость, их решимость – бессилие; оберегайся от их взглядов за покрывалом, что на них набросил. Чем гуще покрывало, тем им больше пользы.

Из дома если вышли они, то это так, как если бы ты в дом привел того, кому не доверяешь. И если сможешь сделать так, чтобы они не знали никого, кроме тебя, то сделай так.

Не заставляй женщину делать то, что превышает ее возможности, ведь женщина – ароматный цветок, и как он, бесполезна. Своей щедростью не преступай того, что она способна воспринять. Коль можешь обойтись ты без нее, то лучше к ней не обращайся. Не ревнуй без причин, это и правильного поведения женщину может ввергнуть в порок, и невинную – в сомнения.

Для всякого человека среди слуг твоих назначь занятие; нельзя, чтобы люди, что тебе служат, слонялись без дела.

Будь щедрым с племенем своим, ведь соплеменники твои – крыло, которое в полет тебя возносит, тот корень, что тебя питает силой, рука, которой ты хватаешь.

Вручи Аллаху веру и жизнь свою. И у Него спроси судьбу благую в делах твоих и близких и далеких, в сей жизни и иной. И мир тебе!

ерундапонравилось +1 из 1
Загрузка ... Загрузка ...

Подписаться, не комментируя



Комментировать:

РУБРИКИ:

православные знакомства Светелка


НАЙТИ: